В конце 2020 отовсюду всплывают оповещения, что технология Flash отключается. Когда-то она была ультрапопулярной, сегодня практически не используется – в том-то и заключается причина интереса к новости.
Но не все знают детали этой истории. Давайте поговорим о зарождении Flash, ее расцвете и постепенном уходе в небытие с отключением Flash Player во всех браузерах в декабре 2020 года.
Технология была разработана Джонатаном Гэем в 1990х. Все начиналось с создания рабочей среды SmartSketch для операционной системы GO Corporation PenPoint. Последняя применялась на планшетных компьютерах того времени. Идеей проекта было желание сделать процесс рисования на компьютере настолько же удобным и многогранным, как и на листе бумаги. Вскоре, программа была портирована на Windows и Mac, но конкурировать с гигантами рынка графических программ того времени не удавалось.
Впоследствии, разработчики пришли к мысли, что интересной нишей является анимация для веб-страниц. Тогда это казалось нонсенсом, так как возможности Интернета для, говоря обобщенно, «яркой и эффектной» презентации графики онлайн были очень ограничены. Анимации сложно загружать, и они бы только тормозили загрузку страниц.
Так появился продукт, призванный сделать загрузку анимации «легкой» - SmartSketch Animator, впоследствии переименованный в CelAnimator и FutureSplash Animator. Для применения в Интернете, к технологии был создан прототип проигрывателя веб-анимации - FutureSplash Player на языке Java.
Анимации были очень медленными, и разработчики хотели продать проект до релиза. В них никто не поверил, и FutureSplash Animator, а также проигрыватель, были представлены на рынке в августе 1996 года.
Вместо провала, продукт заметили в Microsoft. Гигант поверил в технологию, решив использовать ее на новом портале MSN. Но также их заметили в Macromedia, и выкупили права на все продукты в 1997 году. Так началась золотая эпоха Flash.
С 1998 года Flash прочно обосновался в Интернете. Его начали массово использовать разработчики сайтов, которые стремились выйти за устоявшиеся в то время стандарты. Популярность продукта росла и среди креативных художников, которые рассматривали Интернет как новую площадку для творчества.
Важным критерием успеха Flash была универсальность, основанная на способности сочетать мультимедийный контент с интерактивностью. Интерактивность была добавлена случайно, так как технология задумывалась инструментом воспроизведения, а не взаимодействия людей с контентом. Следующей идеей на базе технологии, которая «захватила мир», стали флеш-игры – незатейливые, но с большими возможностями.
Игры становились суперхитами с миллионным охватом, возникали игровые порталы, и разработчики зарабатывали на внутренней рекламе сотни тысяч и миллионы долларов в середине 2000х.
Следующий момент, когда Flash завоевала Интернет – это внедрение удобного проигрывателя для видео - о YouTube тогда мало кто знал.
Впоследствии, Adobe выкупили Macromedia за 3,6 млрд долларов. Планы на развитие Flash были огромные. Планировалось сделать ее полноценной кроссплатформенной средой приложений – для настольных компьютеров, планшетов, телефонов.
Но с 2010 года начался упадок.
В 2010 году Стив Джобс опубликовал статью, где обозначил проблемы Flash с производительностью и безопасностью, особенно, в контексте перехода на «глобальный» формат применения. Текст вызвал огромный резонанс, и компания впоследствии не смогла создать конкурентную модель в противовес решениям от Apple для создания мобильных приложений. Flash где-то не смогли, а где-то еще не захотели менять, чтобы соответствовать стремительно меняющимся веяниям, и в какой-то момент технология оказалась безнадежно устаревшей.
Adobe начали отключать ее в 2017 году, и к концу 2020го процесс был завершен. Однако, вклад Flash в развитие Интернета останется в истории навсегда.
Вспомните, как часто вы встречаете анимационные ролики, связанные с бизнесами? Это могут быть вводные видео, которые объясняют идею сервиса, реклама, контент для Ютуб-канала. Сегодня они встречаются намного чаще, чем 5 или 10 лет назад, а владельцы бизнесов высоко оценивают достоинства такого формата для презентации своих товаров и услуг.